Скачать 

[Magisteria] Мир искусства. Золотые кисти Серебряного века [Татьяна Ильина]

Цена: 40 РУБ
Организатор: Robot
Список участников складчины:
  • 1. Kalipso69
Robot
Robot
Складчик
  • #1

[Magisteria] Мир искусства. Золотые кисти Серебряного века [Татьяна Ильина]

Ссылка на картинку
Серебряный век — это яркий, самобытный, насыщенный период, породивший такое количество направлений и школ, что его поистине можно считать отдельным миром в истории искусства. Но мы будем говорить не об этом «мире искусства» в целом, а о творческом объединении с таким названием. Во-первых, существовал журнал «Мир искусства», который выходил всего пять лет, с 1899 до 1904 годы, однако стал знаменательным явлением в культуре своего времени. Во-вторых, это художники, которые группировались вокруг журнала и совместно выступали на выставках, их называли «мирискусники».

Чем «Мир искусства» отличался от таких знаменитых выставочных объединений, как «Голубая роза» или «Бубновый валет»? Прежде всего, авторов «Мира искусства» волновали просветительские задачи. В журнале было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и творцов прошлого, и остросовременных мастеров, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там.

Кто еще входил в мир «Мира искусства»? Как мирискусники были связаны с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа? Каких художников мирискусники открыли русскому зрителю и читателю? В чем уникальность их собственного творчества? Узнайте в новой обзорной лекции Татьяны Ильиной.

Добрый день! Меня зовут Татьяна Ильина. Я искусствовед, читаю лекции, вожу экскурсии, пишу книги и статьи об искусстве и давно работаю в Третьяковской галерее. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена замечательному художественному сообществу «Мир искусства», которое стало совершенно особенным явлением в искусстве конца XIX — начала XX столетия. Этот период мы еще называем Серебряным веком, хотя, конечно, это не век в прямом смысле, а всего лишь два десятилетия на рубеже веков. Однако за это время действительно было создано огромное количество прекрасных произведений в живописи, в поэзии, в литературе — не каждый век, наверное, смог бы этим похвастать.

«Мир искусства» — это многозначное понятие. Во-первых, так назывался журнал, который выходил с 1899 до 1904 годы — не так уж долго, однако он тоже стал знаменательным явлением в культуре своего времени. Во-вторых, это художники, которые группировались вокруг этого журнала и совместно выступали на выставках. Само художественное, выставочное объединение существовало гораздо дольше — с 1898 по 1924 год, хотя самый плодотворный выставочный период совпадает со временем существования журнала (до 1904 года). Последняя выставка прошла в 1927 году, уже за пределами обозначенного периода. Она состоялась в Париже, куда многие художники перебрались после революции 1917 года.

Сейчас мы увидим групповой портрет, который был создан в достаточно поздний период существования «Мира искусства», когда возрожденная группа вновь попыталась собраться вместе. Это Борис Кустодиев, тот художник, который на новом этапе вошел в это объединение, эскиз группового портрета 1920 года, то есть далеко за пределами 1904, когда основная была создана масса шедевров художников этого объединения.

Здесь перед нами предстают как те, кто стояли у истоков «Мира искусства», так и те, кто влияли на него позднее. Давайте посмотрим, кто есть кто, слева направо. Вначале — Игорь Эммануилович Грабарь, который много писал для журнала «Мир искусства», но как художник стоял вдали от объединения, поскольку тот стиль, который он в это время реализовывал в своей живописи, был скорее близок к импрессионизму. Рядом с Грабарем сидит Николай Рерих, который возглавил «Мир искусства» уже на позднем этапе объединения, в 1910 году, когда он возродился (также некоторое время руководителем в поздний период его существования был Билибин). Затем сидит Евгений Лансере — это племянник Александра Николаевича Бенуа, который тоже стоял у истоков этого объединения. Затем к нам спиной сидит Кустодиев, который оживленно беседует с Анной Остроумовой-Лебедевой. Она создала тот самый образ ампирного Петербурга, и во многом мы ее глазами смотрим сегодня на этот прекрасный город, когда туда приезжаем. Затем во взволнованном повороте сидит Александр Николаевич Бенуа в очках, за ним стоит Георгий Нарбут, художник-график. Что тоже необычно — Кузьма Петров-Водкин отодвигает кресло и словно поворачивается нам навстречу. Это тоже поздний участник «Мира искусства», который больше был участником выставок, чем «правоверным» мирискусником. Затем сидит Николай Милиоти, рядом с ним Константин Сомов, которого всегда можно узнать по немного пухлым щекам и как бы детскому облику, и крайний справа — это Мстислав Добужинский, который тоже вскоре после создания объединения вливается в него и становится одним из основных его художников.

Таким образом, из тех, кто стоял у истоков этого объединения, здесь присутствуют Евгений Лансере, Александр Николаевич Бенуа, Иван Билибин, Анна Остроумова-Лебедева, Константин Сомов и Мстислав Добужинский — те, кто составляют ядро этого объединения. Отсутствует только Леон Бакст. Он, к сожалению, в это время уже жил за границей, и вообще его жизнь прервалась довольно рано, в 1924 году, во время работы над театральными декорациями.

Художники, которые объединились в «Мир искусства», несли, прежде всего, просветительские задачи. Этим их объединение сильно отличалось от других выставочных объединений, как от «Голубой розы» (выставка 1907 года), так и позднее от «Бубнового валета». В журнале, который издавался этим объединением, было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и художников прошлого, и художников остросовременных, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там. Они проводили концерты по инициативе Бенуа.

Мирискусники издавали еще два журнала — «Художественные сокровища России» и «Старые годы». Эти журналы были посвящены, прежде всего, усадебной культуре. С этим русского зрителя знакомили Бенуа и, позднее, Дягилев. Мирискусники всегда стремились, в отличие от многих других группировок, создать предельно широкое сообщество художников, и ради этого в 1904 году они даже отказались, как сегодня мы сказали бы, от своего бренда, от названия «Мир искусства» и попытались создать более широкое объединение с московскими художниками, которые до этого выступали на «Выставках работ 36 художников». Под таким условным названием они объединились на этих выставках.
:)

Перед нами — замечательная афиша, созданная Михаилом Врубелем. Как видите, только шрифт, никакого изображения — только имена художников и название самой выставки, но это великолепный пример стильного произведения модерна, когда каждая буква становится произведением искусства, а все вместе они составляют удивительный живой и очень подвижный узор, где имена художников действительно сплетаются в единый орнамент, к чему и стремились мирискусники. Это объединение, к сожалению, происходило не так уж долго, до 1910 года. Слишком разными были задачи, слишком разными были индивидуальности, и московские художники не руководствовались такими же широко просветительскими идеями, как мирискусники. Поэтому в 1910 году произошла попытка создания нового объединения, то есть возрождения «Мира искусства». Именно тогда его возглавил Николай Рерих. До этого еще в 1906 году Сергей Дягилев создает выставку под прежним названием «Мир искусства», что было знаком того, что, в общем-то, не очень получилось то объединение, ради которого поступились очень многими своими наработками художники «Мира искусства».

Начиналось все гораздо раньше, с гимназии Карла Мая. Это знаменитое учебное заведение в Петербурге для интеллигентных юношей (учились там только мальчики). Именно там впервые встретились художники, ставшие впоследствии основоположниками объединения «Мир искусства». Константин Сомов, один из самых главных художников «Мира искусства», Александр Бенуа, а также те, кто потом возглавит литературный и музыкальный отделы журнала «Мир искусства»: Дмитрий Философов, двоюродный брат Дягилева, и Вальтер Нувель, который станет впоследствии музыковедом и будет отвечать за музыкальную критику в журнале «Мир искусства». Еще позднее Вальтер Нувель будет администратором в антрепризе Дягилева, в его балетных сезонах.

Здесь можно увидеть вынесенный в цитату девиз школы Мая. Он удивительный, и сегодня тоже очень актуален: «Сначала любить — потом учить». Именно таким принципом руководствовался и сам Карл Май, директор гимназии, и другие учителя. Здесь, еще задолго до появления объединения «Мир искусства», художники, тогда еще школьники, создали так называемый «Кружок невских пиквикианцев» («пиквикианцы» — отсылка к «Пиквикскому клубу» Чарльза Диккенса). Целью этого кружка было изучение истории искусства, то есть не спортивные мероприятия или что-то другое, чем обычно бывают увлечены подростки, а просветительская деятельность, погружение в мир искусства. Они обменивались знаниями, совместно читали (потом это также войдет в обиход собраний «Мира искусства», где тоже будут читать самые разные книги, статьи, где будут обмениваться своими мнениями, сведениями).
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый авторский контент.
Похожие складчины
  • в разделе: Рисование
  • в разделе: Рисование
  • в разделе: Рисование

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать и скачивать складчины!

Учетная запись позволит вам участвовать в складчинах и оставлять комментарии

Регистрация

Создайте аккаунт на форуме. Это не сложно!

Вход

Вы уже зарегистрированы? Войдите.

Сверху