Geraold
Организатор
- #1
Русская народная резьба по дереву [Николай Соболев]
- Ссылка на картинку
Москва, Ленинград: Academia, 1934. — 477 с.: ил.
В книге Николая Николаевича Соболева комплексно рассматриваются вопросы архитектуры и декоративного искусства, связанные с традиционным для нашей страны материалом - деревом. В типологическом отношении круг исследуемых сооружений, произведений искусства и изделий, формирующих в своем ансамбле предметно-пространственную среду очень широк: жилые, культовые и хозяйственные постройки, транспортные средства (корабли, кареты, сани), мебель, осветительная арматура, иконы, круглая скульптура, предметы прикладного искусства (посуда, столовые приборы, прялки, игрушки и т.д.). Уникальностью данной работы является разносторонность проводимого в ней искусствоведческого анализа (развитие строительной техники и технологии обработки дерева, вопросы семантики, иноземные влияния, быт различных слоев населения, взаимосвязь художественных и функциональных аспектов в формообразовании рассматриваемых предметов).
Являясь капитальным научным трудом, книга Н.Н.Соболева вместе с тем рассчитана не только на специалистов (искусствоведов, художников, архитекторов), но и на широкий круг читателей, интересующихся историей России и ее искусства. Актуальность настоящего издания книги, таким образом, очевидна.
Природа северной и средней полосы СССР в настоящее время и в старину. — Хозяйственное общение народных трудовых масс с лесом. — Лес как материал для построек и их убранства резьбой. — Первобытные инструменты — топор и нож. — Засечки, руны, вырубки и вырезки на дереве. — Бортные знаки. — Изделия из бересты и их украшения. — Резные идолы дохристианской поры, по свидетельству арабских писателей.
Крестьянское зодчество. — Хозяйственные нужды, борьба с климатом и бездорожьем. — Сторожевые вышки, засеки. — Виды и типы крестьянских построек в различных районах Северной и Центральной полосы. — Постепенное развитие крестьянского жилища. — Изменения в плане и характере построек. — Наружные элементы конструкций крестьянских жилищ и обработка их резными украшениями. — Первоначальный тип крестьянской резьбы зарубками — плоская резьба. — Самобытные источники. — Появление объемной скульптуры. — Общность начальных мотивов резных украшений с украшениями соседних народностей: финнов, шведов и норвежцев. — Влияние русской деревянной резьбы на узоры каменного строительства.
Русская деревня и город. — Более сложные требования городского зодчества. — Городское ремесло. — Иноземное влияние. — Фряжская резьба и ее характерные особенности. — Христианство и его культ. — Христианские храмы в городах и деревнях. — Постепенное видоизменение храмовых сооружений от простейших видов до самых сложных. — Взаимодействие церковного и гражданского зодчества.
Княжеское и царское строительство Москвы XVI и XVII веков. — Московская Оружейная палата, ее возникновение и организация. — Русские и иноземные мастера в Оружейной палате, светские и духовные. — Порядок их набора и распределения. — Заработная плата и ее виды. — Ученики. — Изменение характера и структуры Оружейной палаты в начале XVI века.
Изменение характера резьбы в светском и церковном строительстве Московской Руси XVII столетия. — Эволюция инструментария. — Переработка восточных и западных влияний. — Новый тип сквозной — «флемской», или «фигурной» — резьбы. — Материалы и руководства для резьбы: фряжские листы и лицевые библии. — Строительные и отделочные материалы для резьбы и существовавшие на них цены в XVII столетии. — Приемы отделки резьбы: левкашение, роспись и золочение. — Приготовление сусального золота для работ. — Резьба петербургского периода XVIII и XIX столетий.
Детали резных украшений снаружи зданий. — Виды и типы окон: волоковые, красные, чердачные. — Ставни. — Сени и крыльца. — Их различные виды в гражданском и церковном зодчестве. — Влияние деревянных форм, конструкций и отдельных мотивов резьбы на каменное строительство и мотивы его убранства XVI и XVII веков. — Забор и ворота и их различные типы. — Придорожные, обетные и надмогильные кресты, голубцы и часовни.
Внутреннее убранство зданий. — Хоромный и церковный наряд. — Притворы храмов и их резные украшения. — Двери, притолоки, столбы и подпоры. — Резьба в средней части храма: иконостасы, божницы, царские двери. — Клироса, круглые амвоны («халдейская пещь»), киоты, надпрестольные сени, престолы, дарохранительницы, брачные венцы, выносные кресты. — Царские троны и моленные места, постоянные и переносные, иордани. — Подсвечники стоячие и висячие. — Паникадила, люстры. — Выносные фонари. — Светцы, столицы, аналои, свечные ящики, раки для мощей.
Резьба в обстановке и обиходе дворца и боярского дома; резная мебель; местные традиции, идущие от обстановки крестьянской избы, и иноземные заимствования в переработке русских резчиков. — Типы русской мебели: лавки, скамьи, стулья, кресла, стольцы, столы, полки, поставцы, шкафы, укладки, сундуки, головнички, ларцы, кровати, зеркала. — Деревянная резная посуда и прочая утварь: ковши, скобкари, ковшички, солонки, ложки, рукомойники, прялки, ткацкие станки, вальки, рубеля.
Резьба на экипажах, морских и речных судах. — Колымаги, кареты и возки. — Крестьянские телеги и сани. — Детские салазки. — Резьба на судах XV—XVI веков. — Барочная, или корабельная резьба и ее переход на украшения крестьянского жилища. — Резьба на предметах военного обихода в Московском государстве XVII века.
Деревянная объемная резьба церковного и гражданского характера. — Западные влияния в XVII веке, вызывавшие ее изменения. — Зарубежные мастера и характер их работ. — Резные иконы и кресты. — Печатные доски для икон, антиминсов и гравюр. — Доски для лубков и для набоек. — Формы для кафелей. — Пряничные доски. — Игрушки.
Попытки изучения народного искусства в России. — Развитие художественных кустарных промыслов в XIX веке. — Роль земств. — Особый интерес русского общества к народному искусству. — Попытки использовать его для внедрения своей идеологии. — Роль В. М. Васнецова, Поленовых, К. Коровина, С. Малютина и других художников. — Насаждение «древнерусских» форм с особым налетом сказочности. — Резьба на Всемирной парижской выставке 1900 года. — Подмосковные мастерские Абрамцева, Сергиева и др. — Талашкино и его продукция. — Отзывы современников о новом направлении в бытовом искусстве. — Работы подмосковных резчиков. — Заключение.
Перечень иллюстраций.
В книге Николая Николаевича Соболева комплексно рассматриваются вопросы архитектуры и декоративного искусства, связанные с традиционным для нашей страны материалом - деревом. В типологическом отношении круг исследуемых сооружений, произведений искусства и изделий, формирующих в своем ансамбле предметно-пространственную среду очень широк: жилые, культовые и хозяйственные постройки, транспортные средства (корабли, кареты, сани), мебель, осветительная арматура, иконы, круглая скульптура, предметы прикладного искусства (посуда, столовые приборы, прялки, игрушки и т.д.). Уникальностью данной работы является разносторонность проводимого в ней искусствоведческого анализа (развитие строительной техники и технологии обработки дерева, вопросы семантики, иноземные влияния, быт различных слоев населения, взаимосвязь художественных и функциональных аспектов в формообразовании рассматриваемых предметов).
Являясь капитальным научным трудом, книга Н.Н.Соболева вместе с тем рассчитана не только на специалистов (искусствоведов, художников, архитекторов), но и на широкий круг читателей, интересующихся историей России и ее искусства. Актуальность настоящего издания книги, таким образом, очевидна.
Природа северной и средней полосы СССР в настоящее время и в старину. — Хозяйственное общение народных трудовых масс с лесом. — Лес как материал для построек и их убранства резьбой. — Первобытные инструменты — топор и нож. — Засечки, руны, вырубки и вырезки на дереве. — Бортные знаки. — Изделия из бересты и их украшения. — Резные идолы дохристианской поры, по свидетельству арабских писателей.
Крестьянское зодчество. — Хозяйственные нужды, борьба с климатом и бездорожьем. — Сторожевые вышки, засеки. — Виды и типы крестьянских построек в различных районах Северной и Центральной полосы. — Постепенное развитие крестьянского жилища. — Изменения в плане и характере построек. — Наружные элементы конструкций крестьянских жилищ и обработка их резными украшениями. — Первоначальный тип крестьянской резьбы зарубками — плоская резьба. — Самобытные источники. — Появление объемной скульптуры. — Общность начальных мотивов резных украшений с украшениями соседних народностей: финнов, шведов и норвежцев. — Влияние русской деревянной резьбы на узоры каменного строительства.
Русская деревня и город. — Более сложные требования городского зодчества. — Городское ремесло. — Иноземное влияние. — Фряжская резьба и ее характерные особенности. — Христианство и его культ. — Христианские храмы в городах и деревнях. — Постепенное видоизменение храмовых сооружений от простейших видов до самых сложных. — Взаимодействие церковного и гражданского зодчества.
Княжеское и царское строительство Москвы XVI и XVII веков. — Московская Оружейная палата, ее возникновение и организация. — Русские и иноземные мастера в Оружейной палате, светские и духовные. — Порядок их набора и распределения. — Заработная плата и ее виды. — Ученики. — Изменение характера и структуры Оружейной палаты в начале XVI века.
Изменение характера резьбы в светском и церковном строительстве Московской Руси XVII столетия. — Эволюция инструментария. — Переработка восточных и западных влияний. — Новый тип сквозной — «флемской», или «фигурной» — резьбы. — Материалы и руководства для резьбы: фряжские листы и лицевые библии. — Строительные и отделочные материалы для резьбы и существовавшие на них цены в XVII столетии. — Приемы отделки резьбы: левкашение, роспись и золочение. — Приготовление сусального золота для работ. — Резьба петербургского периода XVIII и XIX столетий.
Детали резных украшений снаружи зданий. — Виды и типы окон: волоковые, красные, чердачные. — Ставни. — Сени и крыльца. — Их различные виды в гражданском и церковном зодчестве. — Влияние деревянных форм, конструкций и отдельных мотивов резьбы на каменное строительство и мотивы его убранства XVI и XVII веков. — Забор и ворота и их различные типы. — Придорожные, обетные и надмогильные кресты, голубцы и часовни.
Внутреннее убранство зданий. — Хоромный и церковный наряд. — Притворы храмов и их резные украшения. — Двери, притолоки, столбы и подпоры. — Резьба в средней части храма: иконостасы, божницы, царские двери. — Клироса, круглые амвоны («халдейская пещь»), киоты, надпрестольные сени, престолы, дарохранительницы, брачные венцы, выносные кресты. — Царские троны и моленные места, постоянные и переносные, иордани. — Подсвечники стоячие и висячие. — Паникадила, люстры. — Выносные фонари. — Светцы, столицы, аналои, свечные ящики, раки для мощей.
Резьба в обстановке и обиходе дворца и боярского дома; резная мебель; местные традиции, идущие от обстановки крестьянской избы, и иноземные заимствования в переработке русских резчиков. — Типы русской мебели: лавки, скамьи, стулья, кресла, стольцы, столы, полки, поставцы, шкафы, укладки, сундуки, головнички, ларцы, кровати, зеркала. — Деревянная резная посуда и прочая утварь: ковши, скобкари, ковшички, солонки, ложки, рукомойники, прялки, ткацкие станки, вальки, рубеля.
Резьба на экипажах, морских и речных судах. — Колымаги, кареты и возки. — Крестьянские телеги и сани. — Детские салазки. — Резьба на судах XV—XVI веков. — Барочная, или корабельная резьба и ее переход на украшения крестьянского жилища. — Резьба на предметах военного обихода в Московском государстве XVII века.
Деревянная объемная резьба церковного и гражданского характера. — Западные влияния в XVII веке, вызывавшие ее изменения. — Зарубежные мастера и характер их работ. — Резные иконы и кресты. — Печатные доски для икон, антиминсов и гравюр. — Доски для лубков и для набоек. — Формы для кафелей. — Пряничные доски. — Игрушки.
Попытки изучения народного искусства в России. — Развитие художественных кустарных промыслов в XIX веке. — Роль земств. — Особый интерес русского общества к народному искусству. — Попытки использовать его для внедрения своей идеологии. — Роль В. М. Васнецова, Поленовых, К. Коровина, С. Малютина и других художников. — Насаждение «древнерусских» форм с особым налетом сказочности. — Резьба на Всемирной парижской выставке 1900 года. — Подмосковные мастерские Абрамцева, Сергиева и др. — Талашкино и его продукция. — Отзывы современников о новом направлении в бытовом искусстве. — Работы подмосковных резчиков. — Заключение.
Перечень иллюстраций.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.