Robot
Складчик
- #1
[ХПМТ] Декоративно-прикладное искусство [Елена Долгих]
- Ссылка на картинку
История развития таких основополагающих объектов интерьера, как люстра, зеркало, камин недостаточно освещена в научной литературе
Эволюция сосудов для ароматов, созданных из разнообразных материалов, также ожидает более глубокого исследования, поэтому тема авторского курса «Хроники вещей» актуальна как для студентов и слушателей, изучающих историю искусств, так и для всех, интересующихся культурой человеческого бытия.
Содержание курса и новизна темы: на протяжении последних лет в обществе значительно возрос интерес к миру вещей, создающих жизненную среду. Сопутствуя человеку в его каждодневной жизни, вещи обустраивают быт, образуют индивидуальное жилое пространство, отражая вкусы и характер своих обитателей. Без вещей, живущих подчас собственной независимой жизнью, интерьер лишён одухотворения. Изучая жилую среду, погружаешься в прошлое, поэтому лучше начинаешь понимать настоящее и угадывать будущее. В жилой среде нет второстепенного и случайного – это своего рода зеркало человеческой жизни, вещная память поколений.
Изначально жилой интерьер образуется архитектурой. Организация внутреннего пространства осуществляется прежде всего архитектурными средствами (ордерные элементы – карнизы, колонны, пилястры, филёнки стен; нишы, камины, лестницы и тд.). Далее наступает этап оформления интерьера художественными приёмами, с помощью которых декорируются полы, потолки, стены (роспись, мозаика, облицовка, панели, резьба, лепнина и т.д.). Огромную роль в интерьере отдано обстановочным средствам, это мебель, зеркала, светильники, драпировки, декоративные предметы и др. Таким образом, создаётся целостная жилая среда, которая развивается стилистически в историческом контексте.
Значительную роль в организации архитектурного пространства играют такие художественные объекты интерьера как светильники, камины, зеркала, а также сосуды, содержащие ароматы, облагораживающие чувства. Они создают своего рода блок, преобразующий внутреннее пространство, способствуя его эстетизации и жизненному комфорту. На протяжении столетий взаимосвязь этих непременных объектов интерьера обладала стилеобразующим началом. Высот своего развития комплекс достиг в XVII веке и сохранил активную жизнеспособность до начала ХХ столетия.
Камин, светильник, зеркало, сосуд для ароматов известны с глубокой древности. На заре цивилизации человека согревали костёр и очаг. От очага до камина прошли тысячелетия, и только в эпоху средневековья камин становится источником тепла. Он несёт живой огонь, создаёт ощущение уюта и комфорта. Дыхание огня в камине завораживает взгляд, умиротворяет сердце и согревает душу. Алые языки пламени наводят на раздумья, вызывают в памяти воспоминания, погружают в мечты. Власть огня превратила камин в центр «домашней вселенной». В эпоху средневековья камин становится своего рода отправной точкой в организации жилого пространства.
В полумраке интерьера свет, исходящий от камина, перекликался с мягким сиянием свечей в канделябрах, шандельерах и подсвечниках. Созданные из самых разнообразных материалов, они не только освещали помещения, но и украшали его. Эволюция светильников начинается с глубокой древности и развивается на основе применения разнообразных средств, с помощью которых рождается свет – это масло, свечи, керосин, газ, электричество. Художественных высот светильники достигают в 17 столетии, в эпоху барокко, когда появляются так называемая французская крон-люстра с хрустальным убором и люстра итальянская с лепным декором.
Программа:
1
[ Лекция 1 ]
Организация внутреннего архитектурного пространства (архитектурные, архитектурно-декоративные, обстановочные средства) и создание целостной жилой среды. Стилеобразующая роль таких объектов интерьера как камины, светильники, зеркала.
Очаг – душа дома. Развитие отопительной системы от очага к камину. Конструкция камина, каминные принадлежности (аксессуары). Камины средневековья, типология. Французский камин: от готики к Ренессансу. Итальянский камин эпохи Ренессанса
2
[ Лекция 2 ]
Камин в стиле барокко – архитектура в интерьере. Французский камин 17 в. Стилеобразующая роль камина в интерьерах рококо – камины Франции и Германии. Каминная композиция (часы, светильники, фарфор) в развитии. Камины неоклассицизма. Английский камин – развитие, особенности и типология
3
[ Лекция 3 ]
Камины и аксессуары в исторических стилях. Камины эпохи модерна и ар деко. Стилевые тенденции 20 века, преобразующие камин. Значение камина в истории культуры.
Печи в интерьерах Европы: конструкция и художественное оформление от средневековья к Новому времени. Тенденции нового стиля – новые формы печей фабричного производства
4
[ Лекция 4 ]
Свет в интерьере: история светильников, основные этапы. Светильники древности и средневековья: виды, материалы и формы. Стилевая эволюция осветительной арматуры.
Средства освещения в историческом развитии
5
[ Лекция 5 ]
Потолочный светильник – от шандельера к люстре. Типология стеклянной и хрустальной люстры 17 – 18 веков: венецианская, французская, английская, русская. Фарфоровая люстра 18 века. Тенденции развития светильников в 19 веке. Революция средств освещения – рождение электрической лампы. Светильники в стиле модерн: творчество Галле и Тиффани
6
[ Лекция 6 ]
Зеркало в интерьере. История отражающей поверхности – от металла к «волшебному стеклу». Зеркало в эпоху средневековья. Зеркало и рама - новый этап развития отражающей поверхности в период Ренессанса. Итальянское выдувное зеркало 16 – 17 вв. Синтез камина, светильника и зеркала в эпоху барокко.
Революция в зеркальном производстве: литые французские зеркала. Мануфактура Сен-Габен. Роль зеркальной галереи Версаля в развитии европейского дворцового интерьера
7
[ Лекция 7 ]
Всеохватывающая роль зеркала в интерьере рококо: Франция, Германия. Английское зеркало в историческом развитии: художественные особенности и национальный колорит.
Типология зеркала в стиле неоклассицизма. Зеркало в 19 веке – значение и роль в интерьере историзма. Зеркало в интерьере модерна – новые художественные тенденции
8
[ Лекция 8 ]
Благовония в истории цивилизации как «дыхание времени». Сосуды для ароматов древности и античности: материалы и формы. Ёмкости для ароматических веществ эпохи Средневековья. Революция в производстве душистых жидкостей – «вода из Кёльна». Сосуды и аксессуары для благовоний эпохи Ренессанса и Барокко, центры производства
9
[ Лекция 9 ]
Сосуды для благовоний в 19 веке: стекло, фарфор, металл. Центры производства и виды художественного оформления. Новый этап в производстве ароматов – новый этап в изготовлении сосудов под духи. Союз парфюмера и художника. Рене Лалик
Длительность:
38 академических часов: из них 36 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу.
1 академический час — 45 минут.
Эволюция сосудов для ароматов, созданных из разнообразных материалов, также ожидает более глубокого исследования, поэтому тема авторского курса «Хроники вещей» актуальна как для студентов и слушателей, изучающих историю искусств, так и для всех, интересующихся культурой человеческого бытия.
Содержание курса и новизна темы: на протяжении последних лет в обществе значительно возрос интерес к миру вещей, создающих жизненную среду. Сопутствуя человеку в его каждодневной жизни, вещи обустраивают быт, образуют индивидуальное жилое пространство, отражая вкусы и характер своих обитателей. Без вещей, живущих подчас собственной независимой жизнью, интерьер лишён одухотворения. Изучая жилую среду, погружаешься в прошлое, поэтому лучше начинаешь понимать настоящее и угадывать будущее. В жилой среде нет второстепенного и случайного – это своего рода зеркало человеческой жизни, вещная память поколений.
Изначально жилой интерьер образуется архитектурой. Организация внутреннего пространства осуществляется прежде всего архитектурными средствами (ордерные элементы – карнизы, колонны, пилястры, филёнки стен; нишы, камины, лестницы и тд.). Далее наступает этап оформления интерьера художественными приёмами, с помощью которых декорируются полы, потолки, стены (роспись, мозаика, облицовка, панели, резьба, лепнина и т.д.). Огромную роль в интерьере отдано обстановочным средствам, это мебель, зеркала, светильники, драпировки, декоративные предметы и др. Таким образом, создаётся целостная жилая среда, которая развивается стилистически в историческом контексте.
Значительную роль в организации архитектурного пространства играют такие художественные объекты интерьера как светильники, камины, зеркала, а также сосуды, содержащие ароматы, облагораживающие чувства. Они создают своего рода блок, преобразующий внутреннее пространство, способствуя его эстетизации и жизненному комфорту. На протяжении столетий взаимосвязь этих непременных объектов интерьера обладала стилеобразующим началом. Высот своего развития комплекс достиг в XVII веке и сохранил активную жизнеспособность до начала ХХ столетия.
Камин, светильник, зеркало, сосуд для ароматов известны с глубокой древности. На заре цивилизации человека согревали костёр и очаг. От очага до камина прошли тысячелетия, и только в эпоху средневековья камин становится источником тепла. Он несёт живой огонь, создаёт ощущение уюта и комфорта. Дыхание огня в камине завораживает взгляд, умиротворяет сердце и согревает душу. Алые языки пламени наводят на раздумья, вызывают в памяти воспоминания, погружают в мечты. Власть огня превратила камин в центр «домашней вселенной». В эпоху средневековья камин становится своего рода отправной точкой в организации жилого пространства.
В полумраке интерьера свет, исходящий от камина, перекликался с мягким сиянием свечей в канделябрах, шандельерах и подсвечниках. Созданные из самых разнообразных материалов, они не только освещали помещения, но и украшали его. Эволюция светильников начинается с глубокой древности и развивается на основе применения разнообразных средств, с помощью которых рождается свет – это масло, свечи, керосин, газ, электричество. Художественных высот светильники достигают в 17 столетии, в эпоху барокко, когда появляются так называемая французская крон-люстра с хрустальным убором и люстра итальянская с лепным декором.
Программа:
1
[ Лекция 1 ]
Организация внутреннего архитектурного пространства (архитектурные, архитектурно-декоративные, обстановочные средства) и создание целостной жилой среды. Стилеобразующая роль таких объектов интерьера как камины, светильники, зеркала.
Очаг – душа дома. Развитие отопительной системы от очага к камину. Конструкция камина, каминные принадлежности (аксессуары). Камины средневековья, типология. Французский камин: от готики к Ренессансу. Итальянский камин эпохи Ренессанса
2
[ Лекция 2 ]
Камин в стиле барокко – архитектура в интерьере. Французский камин 17 в. Стилеобразующая роль камина в интерьерах рококо – камины Франции и Германии. Каминная композиция (часы, светильники, фарфор) в развитии. Камины неоклассицизма. Английский камин – развитие, особенности и типология
3
[ Лекция 3 ]
Камины и аксессуары в исторических стилях. Камины эпохи модерна и ар деко. Стилевые тенденции 20 века, преобразующие камин. Значение камина в истории культуры.
Печи в интерьерах Европы: конструкция и художественное оформление от средневековья к Новому времени. Тенденции нового стиля – новые формы печей фабричного производства
4
[ Лекция 4 ]
Свет в интерьере: история светильников, основные этапы. Светильники древности и средневековья: виды, материалы и формы. Стилевая эволюция осветительной арматуры.
Средства освещения в историческом развитии
5
[ Лекция 5 ]
Потолочный светильник – от шандельера к люстре. Типология стеклянной и хрустальной люстры 17 – 18 веков: венецианская, французская, английская, русская. Фарфоровая люстра 18 века. Тенденции развития светильников в 19 веке. Революция средств освещения – рождение электрической лампы. Светильники в стиле модерн: творчество Галле и Тиффани
6
[ Лекция 6 ]
Зеркало в интерьере. История отражающей поверхности – от металла к «волшебному стеклу». Зеркало в эпоху средневековья. Зеркало и рама - новый этап развития отражающей поверхности в период Ренессанса. Итальянское выдувное зеркало 16 – 17 вв. Синтез камина, светильника и зеркала в эпоху барокко.
Революция в зеркальном производстве: литые французские зеркала. Мануфактура Сен-Габен. Роль зеркальной галереи Версаля в развитии европейского дворцового интерьера
7
[ Лекция 7 ]
Всеохватывающая роль зеркала в интерьере рококо: Франция, Германия. Английское зеркало в историческом развитии: художественные особенности и национальный колорит.
Типология зеркала в стиле неоклассицизма. Зеркало в 19 веке – значение и роль в интерьере историзма. Зеркало в интерьере модерна – новые художественные тенденции
8
[ Лекция 8 ]
Благовония в истории цивилизации как «дыхание времени». Сосуды для ароматов древности и античности: материалы и формы. Ёмкости для ароматических веществ эпохи Средневековья. Революция в производстве душистых жидкостей – «вода из Кёльна». Сосуды и аксессуары для благовоний эпохи Ренессанса и Барокко, центры производства
9
[ Лекция 9 ]
Сосуды для благовоний в 19 веке: стекло, фарфор, металл. Центры производства и виды художественного оформления. Новый этап в производстве ароматов – новый этап в изготовлении сосудов под духи. Союз парфюмера и художника. Рене Лалик
Длительность:
38 академических часов: из них 36 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу.
1 академический час — 45 минут.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.